Штрафы со смартфонов

За нарушения Правил дорожного движения водителей смогут наказывать сами граждане с помощью нового мобильного сервиса. Президент поручил правительству до 1 июня закончить работу над внесением в законодательство соответствующих поправок.

К этой же дате поручено закончить работу по внесению изменений в законодательство о передаче полномочий по администрированию штрафов с камер от МВД региональным властям. МВД свою часть поручения уже давно выполнило. Мяч на стороне Госдумы.

Контроль за водителями - очень важная вещь. Поэтому возможность его осуществления со стороны граждан может оказаться полезным инструментом для наведения порядка на дорогах. Ведь там, где не стоит инспектор, а таких мест все больше, и там где не висит камера, а камеры не везде повесишь, некоторые водители позволяют себе вовсе не соблюдать Правила дорожного движения.

В результате, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, 9 из 10 ДТП происходят именно по причине нарушения правил водителями. Поэтому знание, что любое нарушение будет выявлено и за него придется расплачиваться, может остановить большинство водителей от его совершения.

Хотя этот проект вызывает не только положительные эмоции. Даже с этической и моральной точки зрения. Если на Западе в порядке вещей сообщить куда следует о противоправном поведении того или иного гражданина, то у нас это считается стукачеством. А потому не считается нормой поведения. Хотя о пьяных за рулем уже вроде стали сообщать повсеместно.

Тем не менее в России уже работают несколько приложений для смартфонов, которые позволяют привлекать водителей к ответственности за нарушения некоторых правил. Например, за нарушения правил остановки и стоянки или за стоянку на газоне. Первыми такое приложение запустили в Татарстане под названием "Народный инспектор". Затем подтянулась столица, запустив приложение "Помощник Москвы", а потом Московская область с приложением "Добродел". Однако сейчас автоматически штрафы с этих приложений оформлять нельзя.

Дело в том, что по определению Верховного суда без оформления протокола выписывать штраф можно только с материалов, полученных с автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений. То есть прибор должен работать без воздействия на него человека. Со смартфоном это невозможно. И хоть такие штрафы продолжают выписывать, они отменяются судами.

Еще в 2016 году МВД разработало, а правительство внесло в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

Эти поправки устанавливают возможность оформлять постановления на автовладельцев на основании материалов, снятых с помощью специального приложения для смартфонов. Одно из условий в том, что человек, который направляет такие материалы, должен быть зарегистрирован на госуслугах. Это должно быть некое приложение, единое для всех регионов. Оно уже получило условное название "Народный инспектор", хотя пока его еще не существует в природе.

Согласно поправкам в КоАП, с помощью него можно будет привлекать к ответственности не только за нарушения правил парковки. В перечне: непредоставление преимущества в движении тем, у кого оно есть, проезд под шлагбаум или на красный свет на ж/д переезде, проезд на красный свет, разворот или движение задним ходом, где это запрещено. А также нарушение требований знаков или разметки, выезд на встречную полосу, движение по выделенной полосе, непропуск пешеходов. Этот законопроект, если станет законом, позволит оформлять наказание на автовладельцев без протокола. И у Верховного суда больше претензий не будет. Но только для одного общего для всей России приложения.

Правда, эксперты считают, что если снимать нарушение можно будет только этим приложением, то эффекта от него будет ноль. Потому что нормальные водители не смогут им воспользоваться. Водителям вообще нельзя пользоваться телефоном за рулем. А с видеорегистратора запись в него загрузить будет нельзя.

В этом же законопроекте закрепляется и передача полномочий по администрированию штрафов региональным властям. На примере того, как это сделано в Москве с нарушениями правил остановки и стоянки. Но всего планируется передать администрировать 38 составов нарушений. Таким образом, МВД свою часть поручения выполнило. Законопроект был принят в первом чтении в 2016 году и дальше никуда не пошел. То есть сейчас все дело в Госдуме. После того как законопроект будет принят, правительству дается полгода на разработку порядка создания и функционирования нового электронного сервиса.

А от этого порядка очень много чего зависит. Больше всего эксперты опасаются злоупотреблений.

Текст: Владимир Баршев

Дата добавления: 26.11.2021

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.