Предлагается запретить наказывать водителей, если дорожная разметка противоречива.
Никакой изгиб дорожной разметки не должен вводить водителей в заблуждение.
Новый законопроект предлагает защитить водителей от так называемых дорожных ловушек, когда знаки словно бы приглашают нарушить правила.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, подготовленные группой депутатов, освобождают водителей от ответственности, если разметка на дороге и знаки противоречивы.
Иногда подобные казусы возникают по недосмотру дорожных служб. Но иногда создается впечатление, что ловушки устраиваются специально - чем ловить нарушителей по всем дорогам, лучше сидеть и ждать в определенном месте, и только успевай собирать штрафы.
В Интернете масса рассказов о ловушках на парковках. Например, как рассказывает пояснительная записка, типичными стали случаи эвакуации автомобиля с места парковки, поскольку наряду со всеми "парковочными" знаками у парковки установлен постоянный дорожный знак "Остановка запрещена". Только парковочный бросается в глаза, а запретный знак не бросается.
Получается, что даже при большом желании припарковаться правильно и ничего не нарушить водитель все равно рискует нарваться на неприятности.
Другой пример из пояснительной записки: на одной из парковок стояли знак "Парковка" и табличка "Инвалиды", однако при этом на земле не было разметки парковки для инвалидов.
Люди, которые ставили туда машины, подвоха не видели. Однако службы, занимающиеся эвакуацией, расценивали ситуацию по-другому: раз нет разметки, то и знаки не действуют. То есть парковка не введена в эксплуатацию. Мол, знаки относятся к будущему времени: когда-нибудь здесь можно будет остановиться. А пока - нельзя. Все это инвалиды узнавали уже постфактум, проходя все бюрократические тернии, чтобы вернуть эвакуированный автомобиль.
Правила дорожного движения оговаривают некоторые случаи, когда разметка и знаки противоречат. Но все это очевидные ситуации. Например, если линии временной разметки и постоянной разметки противоречат друг другу, то руководствоваться надо временной.
Временные линии появляются, скажем, во время ремонта дорог, и тогда ни у водителей, ни у ГАИ не возникает вопросов, какой разметке верить, все понятно. Точно так же в случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
Однако, как обратили внимание разработчики проекта, в правилах есть пробелы. Этим и пользуются организаторы ловушек (если допустить, что кто-то устраивает казусы с разметкой намеренно). Кроме того, ловушки создают неочевидную ситуацию. Допустим, один знак, разрешающий, бросается в глаза. А другой, запрещающий, где-то скромно прячется. Или разметка проведена настолько хитро, что надо быть либо хорошим юристом, либо ясновидящим, чтобы узреть подвох. Понятно, что не все водители способны на такое.
Иногда правды добиться можно: водители пытаются опротестовывать штрафы, судиться. Но все это отнимает силы и время, и многим проще махнуть рукой. Проект предлагает сделать ловушки бессмысленными в принципе. Специальная норма прописывает: если в ходе разбирательства выяснится, что нарушение связано с противоречиями требований дорожной разметки или противоречиями в знаках, то водитель освобождается от ответственности.
"Отсутствие вины водителей в таких нарушениях очевидно, поскольку нарушения являлись следствием неопределенности требований организации дорожного движения и соблюдение или несоблюдение их не зависело от усмотрения водителя", говорится в пояснительное записке.
Текст: Владислав Куликов