Полиция сможет узнать о медицинских противопоказаниях водителей через базу данных. Об этом говорится в паспорте национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", который опубликован на сайте правительства.
Напомним, что сейчас сотрудники ГИБДД не имеют доступа к медицинской базе данных. Да по сути и единой базы такой не существует. Между тем при выдаче и обмене водительских удостоверений необходимо предъявить медсправку. Не всегда справки получены после прохождения медкомиссии. Зачастую их просто покупают. В итоге возникают неприятные ситуации, когда права получают те, кто стоит на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере. Допустим, наркоман стоит на учете в наркодиспансере в Воронежской области, а права получает в Челябинской. Откуда инспектор узнает, что перед ним человек, которого до руля допускать нельзя по медицинским показаниям?
В итоге при очередной проверке прокуратурой такие случаи выявляются. Водительское удостоверение суд аннулирует. Но сколько аварий может совершить такой водитель?
Чтобы предупредить такую опасность, нужно пресечь доступ группы риска к рулю. Необходимость обмена информацией между ГАИ и медиками подтверждена паспортом национального проекта. Говоря о национальных проектах в Послании Федеральному Собранию, президент особо подчеркнул, что результаты национальных проектов "должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете".
Напомним, согласно стратегии безопасности дорожного движения социальный риск от аварий необходимо сократить до 4 погибших на 100 тысяч населения к 2024 году. Сейчас в России этот риск составляет 13 погибших на 100 тысяч населения. Именно на резкое снижение аварийности и смертей на дорогах и направлен национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Установлены сроки его реализации - не позже 31 декабря 2024 года.
Проект закона об информационном обмене между автоинспекцией и минздравом был разработан МВД еще в 2015 году. А поручение о подобном взаимодействии президент давал еще в 2010-м. Однако до сих пор никаких подвижек в этом вопросе не было. Все дело в том, что в минздраве опасаются, что доступ сотрудников ГИБДД к такой базе данных будет нарушением врачебной тайны. В МВД же настаивают, что им диагноз не нужен, а требуется информация о допуске к управлению и медицинских ограничениях.
Действительно, сотруднику ГИБДД не нужен диагноз водителя. Ему достаточно информации, допущен ли автомобилист к управлению или нет, выдавалась ли медсправка и кем. А также есть ли у человека определенные ограничения.
Например, он может управлять автомобилем только в очках или только автомобилем с автоматической коробкой передач, а может, и вовсе машиной с ручным управлением. А врачебных тайн инспектору не надо. Паспорт нацпроекта состоит из четырех федеральных проектов: "Дорожная сеть", "Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства", "Безопасность дорожного движения" и "Автомобильные дороги Минобороны России".
Необходимость обмена информацией между медиками и госавтоинспекцией подтверждена паспортом национального проекта
Согласно ему до конца этого года должны быть приобретены экспресс-тесты для освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. Напомним, что идея упростить порядок освидетельствования уже давно и активно обсуждается. Сейчас для проверки водителя требуется алкотестер, который измеряет количество алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если это количество превышает суммарную погрешность, установленную Кодексом об административных правонарушениях, - 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, то человек считается выпившим. При этом прибор должен иметь функцию распечатки. Такие устройства крайне дорогие, а потому не все экипажи ДПС ими оборудованы.
Предлагается проводить проверку с помощью экспресс-тестов. Они не показывают количества алкоголя, а только определяют, есть он в выдохе или нет. Если нет - водитель свободен. Если есть - это повод направить водителя на медицинское освидетельствование. Но только на одном лишь показании экспресс-теста водителя прав не лишат.
Согласно паспорту нацпроекта уже в августе должен заработать сервис для направления жалоб и обращений в форме электронного документа через портал Госуслуг. Напомним, что сейчас подать жалобу можно только при личном обращении в ГИБДД.
К концу 2020 года должны быть приняты нормативные акты, усиливающие ответственность за отдельные наиболее опасные нарушения. А до конца 2021 года должны быть приняты законы, направленные на совершенствование системы профессиональной подготовки водителей, перевозящих пассажиров и грузы.
Текст: Владимир Баршев