Госдума смягчает наказание для автолюбителей, которые в первый раз нарушили ПДД, выехав на полосу встречного движения. Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, принятых депутатами в первом чтении, лишение прав за это правонарушение, совершенное впервые, заменяется штрафом.
Как пояснял ранее автор законопроекта первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков /"Единая Россия"/, в настоящее время КоАП предусматривает практически безальтернативный вид наказания в виде лишения водительских прав на срок от 4-х до 6-и месяцев за выезд на полосу встречного движения. По мнению депутата, такая законодательная категоричность неправильна, поскольку существуют различные, в том числе смягчающие, обстоятельства. "На практике подобное нарушение не всегда отличается высокой степенью общественной опасности, при этом наказываются одинаково как водители, совершившие данное правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редкое либо отсутствует вовсе, так и те водители, которые неоднократно совершают подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников дорожного движения", - отмечается в пояснительной записке.
В этой связи в законопроекте устанавливается, что водителю, впервые выехавшему на "встречку", либо на трамвайные пути встречного направления или двигавшихся во встречном направлении по дороге с односторонним движением, будет грозить штраф в размере 4 тыс рублей. За повторное же нарушение сохраняется нынешняя норма наказания - лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
При этом Лысаков сообщил, что ко второму чтению намерен внести поправку, ужесточающую наказание за повторное нарушение этой нормы ПДД - лишение прав на полгода - год.
Кроме того, по его словам, готовится предложение о возможности назначать альтернативное наказание - штраф или лишение прав, - "чтобы судья мог разобраться в личности водителя и принять решение в зависимости от ситуации". По его мнению, это позволит снизить коррупциогенный фактор, "поскольку, когда водитель знает, что его ожидает безальтернативное лишение водительских прав, он идет на все тяжкие, чтобы на месте рассчитаться". Он также сослался на мнение судей в этом вопросе. "В разговоре с судьями я слышал суждение, что они видят, что машина нужна водителю, что он опасного маневра не совершал, что у него маленькие дети, но судья вынужден лишать водительского удостоверения без альтернативы виде штрафа", - утверждает парламентарий.
Государственно-правовое управление президента дало положительную оценку законопроекту, отметив, что его принятие будет способствовать снижению коррупции на дорогах. Вместе с тем, документ получил отрицательный отзыв правительства, которое опасается, что введение такого послабления для водителей повлечет за собой увеличение аварийности на дорогах, так как автомобилисты станут чаще выезжать на встречную полосу.
Между тем сегодня Госдума отклонила схожий законопроект, инициированный депутатами ЛДПР. Им предлагалось смягчить ответственность за обгон, начавшийся после пересечения прерывистой линии, однако закончившийся не далее чем через 15 метров после начала действия запрещающего дорожного знака или сплошной разметки. В качестве наказания предлагалось взимать с нарушителей 300 рублей.
Однако профильный думский комитет дал отрицательное заключение на документ. В нем в частности, указывается на то, что авторы законопроекта меняют не нормы КоАП, а ПДД, что не относится к их компетенции. Кроме того, представители комитета отметили, что практическая возможность применения нормы, предлагаемой ЛДПР, вызывает сомнения.
По материалам: ИТАР-ТАСС