Затраты автовладельцев на ОСАГО могут возрасти.

Затраты автовладельцев на ОСАГО могут возрасти, если будет принят законопроект по увеличению лимитов в рамках обязательного страхования до 0,5 млн рублей. Соответствующий пакет поправок отправлен на рассмотрение в Госдуму.

Планку лимита по имущественным рискам представители Российского союза автостраховщиков (РСА) предлагают поднять с нынешних 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, а лимит страховых выплат за вред жизни и здоровью граждан - с 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Очевидно, что все это приведет к значительному увеличению страхового тарифа. Сейчас базовый тариф ОСАГО составляет 1,98 тыс. рублей. В случае прогнозируемого роста на 30% стоимость полиса превысит 2,5 тыс. рублей.

С таким подходом согласны далеко не все. "На сегодня нет предпосылок для повышения тарифов. Здесь вопрос больше к добросовестности страховых компаний, - считает руководитель юридической службы Межрегиональной общественной организации содействия защите прав и интересов страхователей "Страховой народный контроль" Андрей Молочек. - Только за последний год в нашу организацию обратилось более 1 млн граждан с жалобами на страховые компании, которые не выплачивают даже положенные средства. Повышение цен на ОСАГО вдвое будет ощутимой нагрузкой для граждан, но никто не застрахован от невыплат со стороны страховых компаний".

"Страховой народный контроль" выступает против повышения тарифов ОСАГО, необходимость которого объясняется тем, что ставки не менялись с момента введения ОСАГО в 2003 году. Эксперты организации уверены, что сейчас нет экономических предпосылок для увеличения тарифов ОСАГО, зато есть проблемы с выплатами, неверно оцененным ущербом, который искусственно занижается в интересах страховщиков.

Руководитель Федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Руслан Мильченко отметил, что "рынок автострахования в России сегодня абсолютно непрозрачен. Почему нет общественных слушаний по данному законопроекту - непонятно. Граждан просто хотят поставить перед фактом, что с нового года тарифы повышены, и все! И никто их мнения не учитывает".

Непрозрачность рынка привела к тому, что появляются уголовные дела. Вспомнить хотя бы недавний скандал с похищением бланков договоров страхования больше, чем на 0,5 млн рублей у одной из компаний.

Сомневающиеся в необходимости повышения тарифов считают, что все проблемы с ОСАГО вполне могли бы разрешиться при наличии сильного объединения страхователей, способного быстро и эффективно осуществлять защиту своих членов. По мнению председателя совета МОО "Страховой народный контроль" Вадима Зинченко, это объединение должно контролировать исполнение законодательства участниками рынка, оказывать помощь в написании законопроектов, а также выдвигать инициативы по дальнейшему развитию страхового рынка.

"Механизм увеличения ставок по ОСАГО никто не объясняет, жалоб от граждан на страховые компании все больше. Мы видим, что только общество может заставить эти организации прислушиваться к их мнению", - считает Зинченко.

Не секрет, что число жалоб на страховщиков ОСАГО в России остается весьма высоким, как и доля жалоб на отказ в выплатах и особенно на недоплаты. Жалобы водителей на страховщиков, как правило, справедливы: порой автовладельцы получают от них в виде возмещения только треть потраченных на ремонт автомобиля денег. Кроме того, компании списывают многое на износ автомобиля, а уровень износа, как представляется владельцам транспорта, устанавливается страховщиками весьма произвольно.

Криком души в свое время стало публичное признание заместителя руководителя департамента финансовой политики минфина Веры Балакиревой о жалобах на жестокость автостраховщиков к виновникам ДТП, когда исками преследуются неработающие вдовы с малыми детьми, обременениями выплат по ипотеке. "Я бы хотела посмотреть в глаза тем юристам, которые направляют такие суброгационные требования людям. В данном случае уместно говорить о принципах этики, а не о правилах страхования", - возмущалась тогда Балакирева.

Плохо, что все зашло так далеко. Страховщики жертвуют своей лояльностью к клиентам, опасаясь неплатежеспособности. Допустим, правительство повысит базовый тариф в ОСАГО. Но откажутся ли компании от технологий секвестра, от практики урезания выплат любой ценой, от политики жесткости к клиентам?

В большинстве зарубежных стран достаточно сильны движения потребителей, которые способствуют досудебным решениям многих проблем, связанных с потреблением товаров или услуг. Действует такая практика и в отношении страхового рынка. Согласно букве закона, общественные объединения потребителей вправе в соответствии со ст. 45 закона "О защите прав потребителей" участвовать в нормотворческой работе, проводить экспертизу качества, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и распространять соответствующую информацию.

Общественная организация "Страховой народный контроль" считает целесообразным дать объединениям страхователей права, аналогичные правам объединений потребителей, учитывающие специфику страховых отношений, и внести необходимые поправки в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Это позволит системе работать с необходимой отдачей.

Таким образом, будут защищены права не только страхователей, но и выгодоприобретателей.

Вообще же инициатива повысить тарифы ОСАГО выглядит странно - при том, что сам же РСА приводит следующую статистику. Рынок ОСАГО за 9 месяцев 2012 года вырос до 89 миллиардов рублей. За это время даже без всякого повышения тарифов страховщики ОСАГО продали 30,096 миллиона полисов (в 2011 году - 29,045 миллиона полисов). При этом опять же без всякого повышения тарифов ОСАГО, выплаты увеличились на 6 % и составили 43,7 миллиарда рублей. Выходит, что причина повышения - вовсе не убыточность рынка ОСАГО.

 

По материалам: www.rg.ru

 

Дата добавления: 08.11.2012

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.