Отмена «палочной» системы показателей в ГИБДД

В ГИБДД России начинается настоящая революция. Глава ведомства Виктор Нилов приказал своим подчиненным не гоняться за служебной отчетностью, не останавливать автомобилистов без веских причин, бросить все силы на борьбу с тяжкими нарушениями и пьяными за рулем и ловить нарушающих скоростной режим только с использованием видеокамеры. Фактически, этим приказом генерал отменил пресловутую «палочную» систему, которая отравляла жизнь не только водителям, но и самим гаишникам.

Новый приказ, разосланный в различные территориальные подразделения ГАИ, появился после анализа работы ГИБДД России и прописывает некоторые аспекты деятельности инспекторов.

Например, первый пункт говорит о «прекращении практики бесцельной остановки» автолюбителей. Второй предписывает организовывать ежесуточное распределение нарядов ДПС в зависимости от состояния аварийности на определенных участках дорог. При этом инспекторам должна ставиться задача по предупреждению отдельных нарушений.

Третий пункт касается борьбы с «палочной системой» и четко указывает, что «ориентирование личного состава на количественные показатели выявленных нарушений» должно быть исключено. Четвертое положение напоминает о ранее изданном приказе, запрещающем использовать приборы измерения скорости без фото- и видеофиксации нарушения.

Пятый пункт касается самой больной темы последнего времени — пьяных водителей — и предусматривает проведение массовых проверок на алкоголь. При этом предполагается присутствие журналистов. Последние два пункта касаются технической стороны: увеличения числа стационарных видеокамер на дорогах и дооснащение всего автопарка патрульных машин ДПС видеорегистраторами.

В ГИБДД считают, что некоторые пункты необходимо доработать.

— Это распоряжение интересное, но в рамках его реализации могут возникать проблемы. Здесь важно определить параметры отработки наиболее опасных видов нарушений правил на дороге, прежде всего, по массовой проверке водителей на предмет выявления признаков опьянения, — пояснил «Известиям» начальник отдела пропаганды ДОБДД МВД России Владимир Шевченко.

В центральном аппарате Министерства внутренних дел «Известиям» пояснили, что данное распоряжение главы ГИБДД в первую очередь направлено на искоренение тех недостатков, которые десятилетиями критикуют автовладельцы.

— Госавтоинспекция должна быть ориентирована на помощь населению и организацию безопасности движения, на предотвращение правонарушений, а никак не на эфемерную статистику, до которой простым автолюбителям нет дела, — прокомментировали «Известиям» в пресс-центре МВД.

Из-за пресловутой «палочной» системы, когда от гаишников требовали оформить за смену определенное количество нарушений, они были вынуждены фабриковать дела и заниматься различными аферами. Например, автоинспекторам спускали план по штрафам для пешеходов, переходящих дорогу в неположенных местах. Такой же план получали и гаишники, работающие на МКАД, где люди вообще не ходят. Источники «Известий» в ГИБДД утверждают, что тем не менее гаишники были вынуждены оформлять административные протоколы за переход МКАД людьми.

Весной прошлого года в столичном УГИБДД разгорелся громкий скандал, связанный с «палочной» системой. Целый взвод гаишников — около 30 человек — подал рапорты об увольнении по причине тяжелых условий труда.

Следственный комитет регулярно расследует уголовные дела против гаишников, которые в погоне за служебной отчетностью занимаются махинациями. Например, оформляют протоколы на несуществующих или умерших людей, а штрафы за них оплачивают из своего кармана. Дело в том, что по заведенной практике, «палка» по административному нарушению сотруднику засчитывается только тогда, когда нарушитель уплатил штраф. 

Эксперты неоднозначно отнеслись к этому приказу.

— В этом распоряжении есть противоречие: как можно меньше останавливать, но при этом больше выявлять? План должен оставаться, но только для грубых нарушений правил, для нетрезвых водителей, — заявил «Известиям» председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции Москвы и Московской области Михаил Пашкин. — Я вообще предлагаю изымать машину у нетрезвого водителя в пользу государству, а 10% от ее стоимости выплачивать в качестве премии сотруднику ГИБДД, который ее остановил. Тогда гаишники точно не будут никаких взяток брать.

Координатор Федерации автовладельцев России Андрей Орел однозначно заявил «Известиям», что новый приказ ГАИ является по большому счету обобщением различных ранее опубликованных приказов. Он согласен с большинством его пунктов, но сразу отметил одну нестыковку — если первый пункт категорически запрещает бесцельную остановку транспортного средства, то пятый пункт вступает с ним в противоречие, поскольку предусматривает массовую проверку водителей на предмет употребления алкоголя.

— Получается, что тормозить будут всех без разбору. И остановка многих будет именно бесцельной, так как подавляющая часть трезвы, — говорит представитель ФАР.

Он также отметил, что бесцельные остановки на дорогах продолжаются. И недавно он сам более 20 минут пытался выяснить у сотрудников ГАИ за что же все-таки его «тормознули».

— Только пятый сотрудник смог мне назвать причину, пусть даже формальную. Остальные же или не могли ничего сказать, или грозили вытащить меня из машины с помощью бойцов ОМОНа, — пояснил «Известиям» автомобильный правозащитник.

По его словам, уровень правовой грамотности населения постепенно растет. Все больше водителей возят с собой и изучают Административный регламент МВД, в котором общение водителя с инспектором прописано до мельчайших деталей.

В этой связи практически исчезли и инциденты с измерением скорости с помощью «фенов». Так водители прозвали прибор «Скорость-2», внешне похожий на предмет домашнего обихода. Он фиксирует только скорость машины, не делая фотоснимка. А потому водители часто опротестовывали его показания, ссылаясь на то, что скорость была замерена на другом автомобиле.

При этом Андрей Орел подчеркивает, что уровень грамотности самих инспекторов вызывает серьезные нарекания.

— В Москве и области все зависит от того, на кого нарвешься. Самая плачевная ситуация в Тверской области. А недавно в Астрахани я был просто поражен знаниями инспектора, у которого от зубов отлетали положения закона, которые я и сам не мог вспомнить! — рассказывает представитель ФАР.

Он также считает, что сломать «палочную» систему в ГАИ не так просто — она сложилась уже давно и многим сотрудникам просто не дают работать по-новому. Хотя по глубокому его убеждению, основным показателем работы инспектора должна быть не пачка составленных протоколов, а именно их отсутствие наряду с отсутствием аварий на вверенном ему участке.

Член думского комитета по транспорту Валерий Зубов основным моментом в приказе назвал массовые проверки на алкоголь. А проблему пьянства на дорогах он называет важнейшей, которую надо решить в ближайшее время общими усилиями.

— Это главная беда. С ней надо бороться порой даже в ущерб другому. Например, думаю, что инспектора вполне могут проявлять снисхождение к трезвым водителям, допустившим незначительные нарушения, — заявил депутат «Известиям».

Он также считает необходимым напомнить сотрудникам ГАИ, что реальным хозяином на дороге является именно водитель, который платит транспортный и другие налоги и именно на свои деньги содержит полицию. По его мнению, надо ломать сложившийся стереотип о ДПС как исключительно карательной службе.

— Она должна быть направлена на помощь людям, а не наказание. Я сам езжу за рулем и знаю, что из Госдумы мне надо выезжать в 17.45, иначе я встану в глухой пробке в центре. Где инспекторы, которые должны стоять на перекрестках, разгружать узкие переулки в центре? — возмущается парламентарий.

В качестве примера он приводит зарубежные страны — например, Испанию и Голландию, где сам принцип работы дорожной полиции другой, и ее сотрудники учитывают массу мелочей, которые однако делают жизнь автолюбителя гораздо более комфортной.

 

По материалам: www.izvestia.ru

 

 

tags: права водителя обязанности сотрудника

 

 

Дата добавления: 10.10.2012

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.