Детей старше семи лет теперь можно перевозить без всяких удерживающих устройств. То есть только пристегнув их штатными ремнями безопасности. Но ГИБДД рекомендует использовать детские сиденья по максимуму.
12 июля вступают в силу поправки в Правила дорожного движения. Их можно разделить на три части: перевозка детей, расположение транспортных средств на проезжей части, а также поправки, касающиеся горизонтальной разметки.
Начнем с детей. Согласно поправкам детей до семи лет необходимо перевозить с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. Других вариантов не дано.
А вот тем, кто перешагнул семилетний порог, уже согласно правилам можно ездить без кресел, но пристегнувшись штатными ремнями безопасности.
По словам заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимира Кузина, в современных машинах у ремней безопасности есть лифты, которыми можно отрегулировать высоту ремня под рост пассажира. Также дети бывают довольно высокими и впихивать их в кресло просто незачем.
По его словам, есть несколько исключений из правил, к которым инспекторы отнесутся с пониманием. Например, ребенок болен и ему нельзя находиться в сидячем положении. Или детей много, поэтому установить для каждого детское кресло в салоне невозможно. Приходится тесниться. Но в этих случаях дети должны быть пристегнуты штатным ремнем безопасности.
Владимир Кузин также напомнил, что поправки в правила содержат еще один запрет: на оставление ребенка до семи лет в машине во время стоянки без совершеннолетнего лица.
Владимир Кузин напомнил о случаях, когда автомобили эвакуировали, если были припаркованы с нарушением правил, вместе с детьми. Были ситуации, когда дети, оставшись без взрослых, снимали машины с ручника, и автомобиль попадал в аварию. Чтобы избежать таких ситуаций, и были приняты эти поправки.
Пока отдельная ответственность за это не прописана. Но, по словам Кузина, депутаты готовят соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Депутаты предлагают штрафовать за это нарушение на пять тысяч рублей, а то и лишать прав.
Но пока такое нарушение подпадает под часть 1 статьи 12.19. Это штраф 500 рублей. А если такое произошло в Москве или Санкт-Петербурге, то это уже часть 5 статьи 12.19 - штраф 2500 рублей.
Владимир Кузин также сообщил, что инспекторы не будут оценивать на дороге вес и рост ребенка и насколько эти параметры соответствуют автокреслу. Для них главное - возраст малолетнего пассажира. Так как водитель не обязан иметь при себе свидетельство о рождении пассажиров, а, по словам Кузина, инспекторы доверяют тому, что им говорят, то и руководствоваться они будут словами водителя. Людям надо верить.
Огромное количество вопросов касалось всяких разных дешевых имитаторов детских удерживающих устройств. Например, различных адаптеров, лямок, бескаркасных конструкций.
И тут выявился один казус. Дело в том, что адаптеры в виде лямок некоторых производителей получили сертификат в качестве детского удерживающего устройства. То есть его применение на дороге не запрещено, пока сертификат не закончит своего действия. С другой стороны, применять его для трехлетних детей бессмысленно. А семилетним он уже не нужен, потому что они могут пристегиваться обычными ремнями безопасности. Так что адаптеры сами уйдут с рынка в ближайшее время.
Тем не менее ГИБДД рекомендует применять автокресла до самого последнего момента. Дело в том, что в отличие от обычных ремней кресло оборудовано боковой поддержкой, подголовником. Все это спасет ребенка в случае бокового удара.
В документе есть еще несколько серьезных поправок. Добавлен новый пункт правил 9.1.1. В нем перечислено большинство ситуаций, в которых движение по встречной полосе запрещено. Ключевое слово здесь - движение. Если автомобиль едет слева от сплошной полосы - значит, он двигается во встречном направлении. Не важно, выезжал он из двора или не успел перестроиться в свою полосу после обгона - это нарушение. Конкретизировать это нарушение пришлось из-за большого количества споров по подобным случаям.
Также изменены требования к горизонтальной разметке - она наносится на асфальте. Она приведена в соответствие с новыми ГОСТами. Например, двойная сплошная теперь может наноситься и на дорогах с двумя полосами движения, если ширина этих полос 3,75 метра. До этого ее наносили в качестве разделителя встречных потоков на дорогах только с четырьмя полосами движения.
Текст: Владимир Баршев