Некоторые СМИ уже заявили, что гражданам с иностранными правами продлят возможность работать в качестве водителей до следующего года.
Напомним, что с первого июля в силу должны вступить положения закона о безопасности дорожного движения, которые запрещают работать в качестве водителя тем, кто не имеет российского водительского удостоверения.
Это положение было внесено в закон еще в 2013 году. Но с тех пор регулярно переносилось. В последний раз это положение закона было отсрочено на два года. До 1 июля 2017.
Однако и в нынешнем году есть вероятность, что вступление в силу этого пункта снова отложат на год. Такие поправки связаны с тем, что мало кто из российских граждан, имеющих права соответствующей категории, готов работать на транспортных предприятиях, которые опасаются, что останутся без водителей.
Примечательно, что в 2013-м был организован льготный обмен национальных нероссийских удостоверений на национальные российские. Достаточно было сдать экзамен по теории. Однако позже этот льготный порядок был отменен. Теперь чтобы обменять одни права на другие, необходимо сдать полноценный экзамен.
Но только в том случае, если национальное иностранное удостоверение соответствует требованиям Женевской конвенции о безопасности дорожного движения. Если водительское удостоверение этой конвенции не соответствует, то водителю необходимо сначала пройти обучение в России и только потом получить водительское удостоверение российского образца.
Женевской конвенции не соответствует большинство водительских удостоверений. Украинские, узбекские, таджикские - все водители, которые управляют транспортом с национальными правами, должны для начала пройти обучение.
В противном случае таким водителям грозит штраф за управление транспортным средством без соответствующих прав от 5 до 15 тысяч рублей. Но пока этот пункт закона о БДД в силу не вступил, таких водителей привлечь к ответственности невозможно.
И именно вступление в силу этого пункта закона депутаты стараются переносить из года в год. Сейчас, как сообщили корреспонденту "РГ" в Комитете Госдумы по транспорту и строительству, подобный проект поправок разработан, но проходит согласование. Когда он будет вынесен на слушания, пока неизвестно. Авторы надеются, что его успеют рассмотреть в весеннюю сессию. Но если не успеют, то водителям-гастарбайтерам придется туго.
Понятно, что отсрочки добиваются именно компании-перевозчики. Дешевле нанять водителя-иностранца, чем водителя-россиянина. А отправить водителя из ближнего зарубежья на переподготовку - тоже довольно затратное мероприятие.
Примечательно, что буквально в том же 2013 году вступил в силу пункт закона о безопасности дорожного движения, который запрещает нанимать компаниям-перевозчикам водителей с иностранными правами. Однако за это нарушение в КоАП предусмотрено довольно серьезное наказание для работодателя. Оно предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей.
Проверять водителей транспортных компаний никто не запрещает и сейчас. Кроме того, выносить постановления в отношении юридических лиц, которые наняли водителей, у которых нет российских прав, также можно.
Текст: Владимир Баршев