Московский областной суд освободил от наказания за оставление места аварии владельца мотоблока.
Причина: не удалось доказать, что мотоблок-виновник является транспортным средством. Его попросту не нашли. А значит, осталось неизвестным главное: что именно буквально испарилось с места дорожно-транспортного происшествия.
Каждый, кто сидит за рулем, должен четко знать алгоритм действий при аварии: немедленно остановиться, включить световую сигнализацию и выставить знак. И ждать ГАИ, стараясь не ругаться со своим визави.
Но есть нюанс: правила распространяются только на тех, кто управлял транспортным средством. А под это определение де-юре попадает далеко не каждый "железный конь". Поэтому, когда возникают сомнения, надо особо разбираться, какой юридический статус был у средства передвижения.
В данном деле некий мотоблок не уступил дорогу при повороте налево на 103 км автодороги Москва - Волоколамск. В итоге столкнулся с легковой машиной, которой просто не повезло.
К сожалению, водитель мотоблока не проявил сознательности, а скрылся в темноте. Дело было весной в полночь. Догнать мотоблок не удалось.
Однако ГАИ нашла или решила, что нашла виновника. Претензии были предъявлены некоему гражданину Ж., имевшему, судя по всему, участок неподалеку от места аварии.
Полиция, а вслед за ней и суд решили, что злополучный мотоблок принадлежит этому гражданину, поэтому Ж. лишили прав на год и пять месяцев. Причем дело было рассмотрено без его участия. Процедуры суд не нарушил но, судя по всему, рассмотрел дело в спешке и не разобрался в самом важном.
"Вместе с тем судья городского суда, придя к выводу, что Ж. управлял транспортным средством - мотоблоком CROSSER, при рассмотрении дела фактически не исследовал данный вопрос, поскольку материалы дела не содержат сведения о мотоблоке, - пояснили в Московском областном суде. - Кроме того, принимая решение, судья городского суда не принял во внимание, что фабула правонарушения в протоколе об административном правонарушении такую информацию также не содержит. Из объяснений Ж. следует, что он имеет в пользовании мотоблок МБ-6,5, однако тот не участвовал в дорожно-транспортном происшествии. Сам мотоблок не был обнаружен, и, соответственно, не было установлено, подпадает ли он под понятие транспортного средства".
Если говорить совсем просто: мотоблоки бывают разные. На некоторых вообще ездить нельзя, их используют как тележки или прицепы. Некоторые могут уважить хозяина и подвезти. Но и такие мотоблоки не всегда дотягивают до гордого звания транспортного средства. Все зависит от мощности двигателей.
В полночную аварию на трассе Москва - Волоколамск попал, естественно, большой мотоблок, который мог двигаться своим ходом. А когда пришли к гражданину Ж., тот показал ручной мотоблок - его надо толкать перед собой. Понятно, что такой аппарат не мог оказаться на дороге в неудачное время в неудачном месте.
Не важно, спрятал Ж. большой механизм или действительно ГАИ ошиблась: доказательств все равно нет. А надо было найти и исследовать ту самую машину.
Поэтому наказание было отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
А само дело Московский областной суд включил в свежий обзор судебной практики. Тема актуальная: мотоблоки нередко становятся участниками аварий, потому что владельцам таких аппаратов подчас трудно удержаться в пределах родных шести соток. А большая дорогая - слишком опасное место для всех средств передвижения, независимо от габаритов и скорости.
Естественно, автовладельцев горячо интересует вопрос: а что делать, если на пути встал мотоблок? Если аппарат не является транспортным средством, то хозяин теоретически может уехать, и ему ничего не будет. Поэтому водителю, которому выпало столкнуться с мотоблоком, лучше сразу принять меры для сбора доказательств: найти свидетелей, сфотографировать или снять на видеорегистратор мотоблок с убегающим владельцем и т.п.
Если мотоблок виноват в ДТП, то его владелец в любом случае должен возместить ущерб. Взыскать компенсацию с него можно в гражданском порядке, предъявив судебный иск. Лишь бы был найден истинный виновник происшествия.
Текст: Владимир Баршев