В Госдуму внесен законопроект, который вводит ответственность для водителей за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр.
Если водитель впервые попадется за это нарушение, ему грозит штраф от 500 до 800 рублей. За повторное нарушение наказание заметно возрастет: штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на 1 - 3 месяца.
Также проектом предусмотрено наказание для тех, кто проводит техосмотр, а также заливает данные о нем в единую информационную систему. Выдача диагностической карты, допускающей автомобиль к движению, если ТО не проводился или при выявленных неполадках, грозит тому, кто ее выдал, штрафом от 10 до 30 тысяч рублей.
Такой же штраф заплатит тот, кто внес в базу данных сведения о якобы пройденном техосмотре.
За нарушение требований к материальной базе того, кто проводит техосмотр, а также за превышение ценовых параметров, установленных законом, юрлицам придется заплатить штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
На самом деле, поправки в Кодекс об административных правонарушениях - лишь малая часть законопроекта, который внес в Госдуму сенатор Виктор Озеров.
Основная часть этого проекта касается полной реформы техосмотра. Он включает в себя много новаций. Например, передачу функций аккредитации операторов техосмотра от Российского союза автостраховщиков органу исполнительной власти, уполномоченному правительством РФ. А также создание Российского союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств, который и должен будет контролировать операторов техосмотра. Кроме того, проект предполагает установление средних цен и пределов цен на эту услугу.
Проект во многом спорный. Тем более что в ГИБДД считают, что он не выполняет поставленного поручения президента - а именно государственного контроля за проведением техосмотра.
Что же касается штрафов за отсутствие диагностической карты, то здесь тоже не все так просто. В первую очередь каким образом контролировать ее наличие? Обязать всех водителей возить ее с собой? Для этого необходимо внести поправки в Правила дорожного движения. В пункт о том, какие документы с собой должен иметь водитель. Напомним, что наличие талона техосмотра из этого перечня исчезло после начавшейся глубокой реформы техосмотра. Реформа была затеяна для борьбы с коррупцией в этой сфере. А также для облегчения жизни водителя.
Кроме того, сейчас все идет к тому, что водителю не потребуется возить с собой и полис ОСАГО. А вскоре, возможно, и документы на машины не потребуются. Все существует в электронном виде. И инспектор, у которого есть возможность войти в электронную базу данных, всегда сможет убедиться в наличии полиса ОСАГО, прав, принадлежности автомобиля. Даже диагностической карты, которую по сегодняшнему законодательству он не имеет права проверять.
В ГИБДД категорически против расширения перечня обязательных документов для водителя. Тогда каким образом выявлять на дороге водителя, не прошедшего техосмотр?
Еще не столь давно звучали предложения проверять наличие полиса ОСАГО с помощью этих камер. Но, как рассказали корреспонденту "РГ" в Госавтоинспекции, реализовать это крайне тяжело. В данном случае речь идет о так называемых отложенных правонарушениях.
Когда машина пересекла сплошную полосу или превысила скорость - автоматика просто фиксирует нарушение и привязывает его к данным собственника автомобиля. В ситуации с ОСАГО и техосмотром автоматика должна проанализировать весь массив данных на машину. Кроме того, данные о прохождении техосмотра вносятся в течение суток. Они могут быть внесены и с задержкой. И всем автовладельцам, исполнившим свою обязанность, но не попавшим в базу данных, будут выноситься штрафы.
Текст: Владимир Баршев