Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве выступил с инициативой внести поправки в правила дорожного движения для борьбы с заторами. В частности, предлагается изменить нормы пересечения перекрестков, а также ввести новые знаки и разметку.
Поправки были представлены представлены на конгрессе по безопасности дорожного движения, который прошел в Петербурге. Сотрудники института предлагают ГИБДД изменить ряд статей КоАП и ПДД, которые регламентируют правила проезда перекрестков и фиксацию их нарушений на автоматическую видеокамеру (такая практика уже применяется в отдельных регионах). В частности, это ст. 12.12.2 КоАП, которая предусматривает штрафную санкцию в 800 руб. за пересечение стоп-линии на красный свет. Причем расшифровки термина "остановка перед стоп-линией" нет ни в ПДД, ни в КоАП, отмечают ученые. В итоге неясно, что считается нарушением: заезд за линию, пересечение ее колесом или что-то другое. В связи с этим предлагается четко прописать, что нарушение наступает в случае, если стоп-линию пересекает "крайняя точка контура передней выступающей части транспортного средства" – бампер.
Институт также презентовал попраки в ст. 12.13 КоАП. В действующей редакции за "выезд на перекресток или пересечение проезжей части в случае затора, который вынудил автомобилиста остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении", грозит штраф в 1000 руб. Однако по факту доказать умысел в действиях автовладельца (когда он понял, что затор его остановит среди улицы, все равно проехал вперед) затруднительно.
В связи с этим в институте предлагают вовсе убрать из ПДД термин "затор" (его расшифровки также нет ни в правилах, ни в кодексе) и ввести новую желтую сетчатую разметку, которая будет разграничивать территорию перекрестка, кудаю разрешено въезжать, только если после перекрестка не имеется "хвоста" (это будет записывать видеокамера). Разметку дополнят знаком в виде белого прямоугольника с машиной и желтой сеткой. В качестве эксперимента "вафельной" разметкой были разлинованы в этом году три столичных перекрестка (у станции метро "Автозаводская"), однако она применялась для фиксации проезда на запрещеный сигнал светофора. Из минусов – дороговизна разметки: она обходится почти в 300 000 руб. за один перекресток.
В Госавтоинспекции пока никак не отреагировали на предложения. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаковзаявил, что инициированные поправки требуют обсуждения и корректировки, при этом назвав идею в целом правильной. Эксперт ОНФ по безопасности дорожного движения Екатерина Соловьева такжеодобрила введение дополнительной разметки, предложив также обозначить границы перекрестка, чтобы их можно было легко различать зимой.