Новый административный регламент. Справки о ДТП и другие разъяснения

25 октября Центробанк и представители страховых компаний обсудят, как они будут работать при новых условиях. Проблема в том, что 20 октября вступил в силу новый регламент о работе ДПС.

Дирижировать оркестром дорожного движения сотрудники ДПС будут по-прежнему. С незначительными поправками.

Казалось бы, какое отношение он имеет к водителям? Однако у нас в стране лучше знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности правоприменителей. На всякий случай.

Согласно регламенту водитель больше не будет получать на руки справку о ДТП. А это обязательный документ, утвержденный правилами страхования, на основании которого водитель может претендовать на выплату. То есть, недобросовестные страховщики могут воспользоваться тем, что их пострадавший не предоставил полный комплект документов, а значит не получит выплат. Это условие прописано в законе об ОСАГО, а также в правилах обязательного страхования. Однако крупнейшие страховщики поспешили заявить, что справку о ДТП они требовать не будут, но сроки рассмотрения спорных дел увеличатся.

Дело в том, что в справке, как правило, было указанно, кого считать виноватым, а кого потерпевшим. Сейчас процесс установления виновника усложнится. Но с такими условиями страховщикам сталкиваться не в первой. Ведь зачастую они получают на руки информацию, в которой нет ни виновника, ни пострадавшего. Для определения степени вины требовались либо документы ГИБДД, либо решения суда. Поэтому в данной вновь сложившейся ситуации ничего нового не потребуется.

Итак, в регламенте прописано, что сотрудники ГИБДД не имеют права задерживать водительские удостоверения, а также снимать регистрационные знаки. Этого они и так не могли делать уже несколько лет. С тех пор, как из законодательства ушли нормы о запрещении регистрации со снятием регистрационных знаков, а также о задержании прав. Теперь, в случае совершения нарушения, за которое предусмотрено лишение права управления, водитель должен сам сдать права в подразделение в течение трех суток после вступления в силу соответствующего решения суда.

С недавнего времени у сотрудников ГИБДД появилась возможность проводить досмотр транспортного средства, а также освидетельствование на состояние алкогольного опьянения без понятых. Но только в том случае, если весь процесс фиксируется на видео. Для этого автомобили ДПС оснащены видеорегистраторами, а самим инспекторам выданы носимые регистраторы.

Но вполне может возникнуть ситуация, когда у инспектора нет носимого видеорегистратора, а предположительно нетрезвого водителя он остановил ночью на безлюдной дороге. Понятых можно до утра дожидаться. Как быть в этой ситуации?

Как пояснил начальник управления ДПС Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Александр Быков, здесь инспектор может снимать процессуальные действия хоть на свой мобильный телефон. В конечном итоге допустимость такого доказательства будет оценивать суд. Именно суд установит, считать ли такое видео допустимым доказательством, а процедуру освидетельствования проведенной без нарушений. В конечном счете ведь суд принимает решение, лишать водителя прав или нет, а не сотрудник ГИБДД.

Кстати, по поводу проверки на трезвость. В прежнем регламенте было прописано: в случае, если медосвидетельствование установило, что водитель трезв, сотрудники ГИБДД должны доставить его до машины. Ведь на проведение всех этих мероприятий водителя отстраняют от управления. В новом регламенте теперь прописано и требование вернуть водителя к машине, если освидетельствование на алкогольное опьянение, которое проводят сами инспекторы ДПС, дало отрицательный результат. Речь идет о тех случаях, когда у экипажа, остановившего подозрительного водителя, не оказалось алкометра. И поэтому водителя для проверки пришлось отвезти на пост или в подразделение ГИБДД.

Также теперь фиксировать нарушения в автоматическом режиме можно и в зоне действия временных знаков. Такое решение было принято неспроста. Дело в том, что количество аварий в зоне действия временных ограничений с каждым годом увеличивается на треть.

При этом, по словам Быкова, забытые знаки не станут поводом для привлечения водителей к ответственности. В ГИБДД известны сроки и проведения ремонтных работ, и введения ограничений. Если эти сроки прошли, а камера по-прежнему штрафует, то такие постановления даже рассматриваться не будут.

Теперь в регламенте прописано, что документы сотруднику надо передавать не только без обложек, но и без удерживающих устройств и зажимов. Это связано с тем, что в моду последнее время вошло крепить документы специальными устройствами, так чтобы инспектор не мог их унести. Между тем для оформления нарушения инспекторам необходимо именно передавать документы, а не представлять их. Может, у водителя на руках цветной заламинированный ксерокс с документа, а не подлинник.

Из регламента убрано много дублирующих норм, которые прописаны в других законах и приказах. Например, подобная история произошла с нормой, которая запрещала инспекторам препятствовать видеосъемке водителем процесса общения с инспектором. Но ведь это предусмотрено в законе о полиции.

Но даже пока эта норма была в регламенте, сотрудники ГИБДД ссылались на 24-ю статью Конституции, которая запрещает публиковать съемку частного лица без его согласия. Если инспектор вам такое заявляет, сразу можете спросить у него: на каких основаниях он вас остановил? Если как частное лицо, то это один разговор. А если как представитель органа власти, то тогда он уже не частное лицо и все общение с ним может быть записано на видео.

Текст: Владимир Баршев

Дата добавления: 24.10.2017

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.