Рекомендуемые действия при ДТП

»Полезная информация»Полезная информация

Участники дорожного движения, попадая в ДТП, зачастую начинают паниковать, опасаясь последствий за его совершение, следует просто успокоиться и сосредоточиться, чтобы избежать ошибок. Именно первоначальное поведение влияет на последующие события. Ниже мы приводим рекомендации в случае совершения ДТП.

Распространенная ошибка — водитель поддается уговорам не создавать "пробку", освободить проезд (например, под мостом или по трамвайным путям) и убирает автомобиль с места аварии. При этом он не подозревает, что своими руками уничтожает доказательства и делает практически невозможным установление вины, а значит, не сможет получить с виновной стороны(страховой компании) компенсацию за причиненный вред.

Убрать транспортное средство до приезда ГИБДД можно только в крайнем случае, если движение других транспортных средств невозможно. 

При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Изначально конечно многое зависит от умения водителя, его опыта и навыков. По статистике чаще всего в ДТП попадают водители со стажем вождения менее 2-х лет.  Надо помнить, что такие водители представляют наибольшую опасность для участников дорожного движения.  И такие водители должны приобретать знак «начинающий водитель» и наклеивать на заднее стекло автомобиля, предупреждая этим остальных участников дорожного движения. Более опытные же водители должны соблюдать на дорогах так называемую этику или проявлять уважение к водителям с малым опытом вождения, а не наоборот обгонять и подрезать их.   

И так,  при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства( п.10.1 ПДД РФ), т. е. ни вбок,  ни влево и пр. Поэтому - нужно стараться тормозить и сохранять прямолинейное движение. Боковой удар в столб или дерево намного опаснее лобового столкновения - это надо помнить. Во всех остальных случаях лучше всего удар по касательной, но никак не резкий поворот руля, который может привести к более тяжким последствиям.

ПДД  в  свою очередь никак не регламентируют как надо себя вести для предупреждения ДТП или минимизации его последствий.

На эту тему в ПДД есть только пункт 10.1 – «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

Вы ставите свою машину на «ручник», включаете аварийную сигнализацию, выставляете знак аварийной остановки, и вызываете ГИБДД, а в случае если имеются пострадавшие скорую помощь. Если считаете необходимым вызываете  своего аварийного комиссара.

Если один из участников ДТП скрылся - постарайтесь запомнить номер его транспортного средства и сообщить в ГИБДД для объявления его в розыск.

Отключите АКБ автомобилей, которые были разбиты в ДТП,  чтобы избежать короткого замыкания и пожара.

Следует принять меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим (учитывая, что неквалифицированные действия могут принести вред, до появления врача следует предпринять только самые очевидные и неотложные меры, както: погасить пламя, переместить пострадавшего в безопасное место, устранить препятствия для дыхания и т.п.), вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном (если это невозможно — на своем) автомобиле в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак автомобиля (предъявить документ, удостоверяющий личность, или водительское удостоверение и регистрационный документ на машину) и возвратиться к месту происшествия. Это обусловлено тем, что в случае неопытных действий состояние потерпевшего может сильно ухудшиться или он может вовсе умереть. А это повлечет ужесточение возможной уголовной или административной ответственности (в случае вашей вины) либо просто увеличение выплаты потерпевшим, так как вы являетесь владельцем источника повышенной опасности.

Самостоятельно пытаться извлечь из транспортных средств пострадавших можно только в случае неминуемой угрозы их жизни - например, пожар в автомобиле.

Ваша задача как можно подробнее зафиксировать все обстоятельства, вплоть до мельчайших деталей. Не стесняйтесь и вписывайте максимально подробно, даже если ошибетесь и укажите лишнее – не беда, а вот если что-то упустите, потом доказывать причинно-следственную связь будет гораздо сложнее.

На что обратить внимание:

  • само место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • погодные условия в момент ДТП - наличие дождя, тумана, гололеда, снега и пр.
  • направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления.

Особое внимание уделите техническому состоянию транспортных средств- участников ДТП:

  • наличие тонировки стекол;
  • были ли в момент ДТП включены фары ближнего света или передние противотуманные фары;
  • наличие тонировки фар (передних и задних);
  • цвет габаритных огней;
  • разные протекторы колес;
  • разный диаметр колес;
  • наличие одновременной установки шипованных и нешипованных колес;
  • отсутствие знака "шипы" (в случае наличия установленных шипованных колес);
  • работа световых приборов (т.ч. были ли сигналы поворота или неработающий стоп-сигнал в момент ДТП), особое внимание ксеноновым фарам;
  • наличие или отсутствие детских кресел;
  • были пристегнуты или нет участники ДТП;
  • наличие нестандартных элементов конструкции (например, у грузовика приваренный швеллер вместо бампера, кенгурятник у джипа)
  • наличие повреждений у участников ДТП;

 

Оформление документов о ДТП может осуществляться без участия сотрудников полиции, при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  1. вред причинен только имуществу;
  2. ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;
  3. участники ДТП не имеют разногласий относительно обстоятельств и характера причинения вреда, которые зафиксированы в бланках извещений о ДТП.

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страховой выплаты не может превышать 50 тыс. руб. Всю эту информацию вам необходимо будет отразить в схеме ДТП, которая будет составляться инспектором ДПС,  и соответствующих процессуальных документах (например, протоколе осмотра места административного правонарушения). Если сотрудник ГИБДД не отразил то или иное обстоятельство, вы имеете право сделать это сами в момент подписания Схемы и иных процессуальных документов.

Ни в коем случае не отказывайтесь от их подписания, так как это есть ваше одно из самых важных орудий защиты своих интересов.

Обязательно возьмите данные свидетелей ДТП - адреса, телефоны, номера машин.

Обратите внимание на наличие вокруг камер наружного наблюдения (в том числе - на офисных зданиях - банках, магазинах и прочих учреждениях), зафиксируйте их расположение.

Если у вас есть диктофон, видеокамера (например, в телефоне), то включите их и желательно чтобы имелась запись общения с инспекторами ДПС, участниками ДТП. В дальнейшем такая запись может быть использована в суде в качестве доказательства по делу.

Если же сотрудник ГИБДД, по вашему мнению, нарушает ваши права, например, вам не дают расписаться в схеме, иных документах, прямо под запись потребуйте, чтобы вам позволили их реализовать.

Помните, что запретить съемку момента общения с вами и совершения процессуальных действий на месте ДТП – инспектор ДПС не может! Еще лучше - наличие в автомобиле видеорегистратор.       Постарайтесь также сфотографировать место ДТП с разных ракурсов: детальные кадры, панорамные, фото знаков, разметки, тормозного пути, повреждений ТС (фотокамеры есть в каждом телефоне).  Инспектора при фиксировании факта ДТП ограничиваются взятием объяснений и составлением схемы ДТП, а вот фото и видеосъемку, как правило, не проводят. Но при изготовлении схемы ДТП, могут не указать многие существенные детали. Находясь в стрессовой ситуации, участники ДТП могут не обратить внимание на отсутствие в схеме важных обстоятельств, значимых для дальнейшего разбирательства.

Если у Вас есть подозрение в том, что другой участник ДТП находится в состоянии алкогольного и иного опьянения - отразите также и это обстоятельство и потребуйте проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В дальнейшем Вам нужно будет дать объяснения, как участников ДТП. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы избежать нежелательных последствий. Не забывайте, у вас есть право отказаться от дачи объяснений на основании статьи 51 Конституции РФ. Так в бланке и пишите «от дачи объяснений отказываюсь в соответствии со ст.51 Конституции РФ». Объяснения должны быть максимально простыми и однозначными, без двусмысленных оборотов. Ну и, соответственно, все зависит от тяжести самого ДТП и его последствий. На месте происшествия водитель не обязан давать сотруднику ГИБДД ни устных, ни письменных показаний относительно своих действий в момент ДТП. Отказ от показаний можно мотивировать стрессовым состоянием и отсутствием возможности привлечь в настоящий момент к делу своего защитника (адвоката).

Виновность в ДТП устанавливают не участники, а ГИБДД или суд после расследования всех обстоятельств.
 

Отдельный момент - это ДТП с участием пешехода.

Также - не пытайтесь самостоятельно увезти его в больницу (только, если вы не находитесь далеко от населенных пунктов и скорую помощь ждать долго), не пытайтесь оказать ему медицинскую помощь.  Воспользуйтесь рекомендациями,  приведенными выше,  и ждите приезда скорой помощи, не забывая укрыть пострадавшего теплым одеялом, курткой или иными теплыми вещами.

В объяснениях никогда не пишите, что "пешеход появился внезапно ниоткуда", "я его не видел и не знаю, откуда он взялся" и т.п. Этим вы сильно себе усложните жизнь. В объяснениях всегда должно быть то, что вы его видели, дорожную обстановку контролировали, пешеход неожиданно вышел на дорогу и у вас не было возможности предотвратить ДТП.

Даже если пешеход нарушил ПДД, но у водителя имелась техническая возможность избежать ДТП - то водителя легко могут привлечь к уголовной ответственности. Запомните это,  и не считайте, что, если пешеход перебегает в неположенном месте, то его можно безнаказанно сбивать.

Если ДТП не повлекло причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибели людей, материалы направляются в группу разбора ГИБДД, где после дополнительной проверки принимается решение о виновности в ДТП и привлечении виновного к административной ответственности (если ранее не был оформлен протокол о нарушении Правил дорожного движения).

Рассмотрение материалов об административном правонарушении должно быть проведено в 15-дневный срок со дня получения его органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело. Как правило, этот срок нарушается, и постановление о привлечении лица к административной ответственности выносится через 15 - 20 дней с момента ДТП.

По окончании рассмотрения административного материала не забудьте:

  1. ознакомиться со всем материалом (объяснения, заключения и т.п.);
  2. получить справку о ДТП;
  3. получить постановление о признании виновным в ДТП одного из его участников.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления (с того момента, когда Вам стало известно о привлечении Вас к административной ответственности) в вышестоящий орган или суд.  

 

При наступлении последствий, подпадающих под действие статьи 264 Уголовного кодекса РФ, в течении 10 дней по материалу выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо материал направляется по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других "многопрофильных компаний".