Дорожные службы - возмещение причиненного вреда

»Полезная информация»Частые вопросы

Если ваш автомобиль попал в дорожную яму, или вы стали участником ДТП из-за дорожной выбоины, попадания в колодец, в колею, если произошло опрокидывание в кювет из-за льда, снега, отсутствия бордюра, предупреждающих ограждений и т.п., то обязательно взыскивайте весь ущерб с дорожной службы.

По закону причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме. Это требование относится, в том числе и к различным организациям, работающим на дороге или вблизи нее.

Бывают такие случаи, к примеру, гражданское дело о взыскании материального ущерба и морального вреда с одного из предприятий. Работники этой организации систематически не выполняли своих обязанностей и не следили за состоянием крышек колодцев  (люков), расположенных на проезжей части. В результате после проезда грузовика крышка приподнялась и встала вертикально, а следующий автомобиль наехал на нее серединой бампера. В результате машину подбросило в воздух, она совершила оборот, и встала на колеса в 40 метрах от люка. Не сразу, но суд все, же признал эксплуатирующую организацию ответственной за происшествие и взыскал с нее полную стоимость восстановительного ремонта.

К сожалению, такие случаи редки. Чаще бывает по-другому - виноватым остается водитель. Например, открытый люк заставляет водителя резко маневрировать, и он совершает столкновение с попутной машиной. Или автомобиль попадает на скользкий участок, теряет управляемость и вылетает с дороги. Почти всегда в таких случаях ГАИ занимает пассивную позицию и не пытается установить истинного виновника аварии. Гораздо проще написать стандартную фразу "не справился с управлением" и сдать дело в архив. И очень редко водитель идет в суд отстаивать свою правоту. А между тем, неверное определение виновника ДТП влечет для водителя самые плачевные последствия. Это может быть и административное наказание, и уголовное преследование, и, конечно, гражданско-правовая ответственность, т.е. обязанность возместить вред другим участникам движения.

Итак, чтобы зафиксировать вину эксплуатирующих организаций вам нужно:

  • требовать от сотрудника ГАИ внесения в протокол осмотра места происшествия записей, к примеру, о предметах, находящихся на дороге, неисправностях дорожного полотна, его скользкости, отсутствии заграждений, освещения проезжей части и т.п.
  • требовать от сотрудника страховой компании (если он присутствует на месте ДТП) фотографирования всех указанных выше нарушениях, либо самостоятельно сфотографировать их,
  • требовать от сотрудника ГАИ вызова на место происшествия должностного лица соответствующей эксплуатирующей организации,
  • при рассмотрении дела в органах ГАИ или суде доказывать, что вы при управлении автомобилем выполняли все требования ПДД, а ДТП случилось по вине дорожников, т.е., находится в причинной связи с их действиями (или бездействием),
  • после оценки стоимости восстановительного ремонта написать претензию в соответствующую организацию с требованием возмещения вреда. Вместо предъявления претензии вы можете сразу обращаться в суд.

Учтите следующее:

  • дорожники, наученные горьким опытом, получив информацию о таком ДТП, ухитряются прибывать на место до приезда сотрудников ГИБДД и посыпать обледенелый участок песком, засыпать яму щебенкой, выставить знаки и ограждения. Поэтому крайне важно иметь свидетелей, фотографии и т.п.;
  • сотрудники ГИБДД не проявляют должной расторопности в оформлении таких ДТП, а зачастую и вовсе отказываются от их оформления, а также нарушаю все установленные законом сроки по выдачи справок по ДТП, не ищут виновных и т.д. В таких случаях напомните сотруднику ГИБДД, что он нарушил ряд требований закона, так как одна из задач закона о полиции это оказание помощи гражданам в защите их прав и законных интересов. Инспектор вместо того, чтобы защищать права, напротив, их нарушил, не зафиксировав причиненный вред. Вдобавок ко всему КоАП РФ обязывает инспекторов рассматривать доказательства... Если это не повлияет на сотрудника ГИБДД, то обращайтесь в прокуратуру с жалобой.

Вообще, на практике взыскание денег с "придорожных" организаций вполне возможно, нужно только не лениться зафиксировать их нарушения прямо на месте ДТП. В противном случае, вы суду уже ничего не докажете. Большинство дорог не соответствует требованиям многочисленных ГОСТ-ов, что дает вам право получить денежную компенсацию от дорожных служб!

Согласно ГОСТ Р-50597-93:

  1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 
  2. Предельный размер повреждений дорожного полотна на улицах и автодорогах не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. 
  3. Срок ликвидации зимней скользкости определен в 4 - 6 часов в зависимости от категории дороги. 

Дорожная служба может быть привлечена законом к разбирательству в суде. Исходя из закона о дорожном движении, и на основании соответствующих инструкций понятно, что дорожные службы обязаны вовремя ремонтировать дорожное покрытие и принимать специальные меры по поддержанию его в нормальном состоянии. Кроме того, в местах представляющих опасность для дорожного движения и пешеходов, силами дорожных служб, должны быть установлены предупреждающие знаки и ограждения. Очень часто это не соблюдается и, особенно в ночное время, когда видимость ограничена, происходят аварии из-за неустановленных ограждений.

Одна седьмая часть всех аварий, по статистике происходит именно по вине дорожных служб, допустивших халатность в своей работе. Нужно знать, что входит в обязанности дорожных служб. Они должны обеспечить нормальное состояние железнодорожных переездов, различных сооружений имеющих отношение к дорогам и непосредственно само дорожное покрытие. В случае появления опасных факторов на отдельных участках дороги должны приниматься меры по устранению угрозы аварии. Содержать в чистоте полосы отвода, производить ремонт земельного полотна и саму систему водоотвода. При наличии неукрепленных обочин, должна производиться их планировка. Подрезание кустов на обочине, а также регулярное скашивание травы входит в обязанности дорожных служб. В местах с обвалами, камнепадами и осыпями, должна производиться расчистка дорожного полотна. В зимнее время должна осуществляться своевременная уборка снега. Эти, и многие другие обязанности лежат на дорожных службах РФ.

Если был причинен вред автолюбителям, по вине дорожных служб, которые не выполнили своих обязанностей, на последние, может быть наложен штраф. Все убытки должны быть возмещены. Кроме наложения штрафов, службы должны выплачивать компенсации по искам пострадавших по вине дорожных служб граждан. В суд должно быть представлено заключение экспертизы, доказывающей, что ДТП произошло по причине несоблюдения дорожными службами своих прямых обязанностей. Для подачи иска Вам необходимо будет к заявлению приложить доказательства их вины и сумму ущерба, подлежащего взысканию.

Первое, что следует сделать, - оценить размер ущерба. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля определяют специальные экспертные организации, адреса которых можно найти в любом телефонном справочнике. На оценку обязательно надо пригласить виновника ДТП, заранее известив его телеграммой или заказным письмом. Пренебрежение этим советом даст возможность ответчику оспаривать в суде объективность оценки, что сильно затянет процесс, а в худшем случае скажется на размере присужденного вам возмещения. После оценки эксперт выдаст вам на руки комплект документов, где будет указана конкретная стоимость восстановительного ремонта автомобиля. В принципе, с этим уже можно обращаться в суд, однако это далеко не все деньги, которые можно взыскать с ответчика. Как уже было сказано, закон предоставляет право возместить все расходы, которые вы понесли в связи с ДТП. 

Поэтому можете смело просить суд взыскать стоимость:

  • вызова эвакуатора и транспортировки автомобиля с места ДТП в ваш гараж или на охраняемую стоянку,
  • оценки повреждений автомобиля и составления калькуляции,
  • хранения поврежденного автомобиля на платной автостоянке,
  • ваших поездок в ГИБДД и экспертное бюро,
  • почтовых расходов по уведомлению ответчика о дате оценки повреждений автомобиля,
  • юридической помощи адвоката.

Предъявление иска и меры по его обеспечению

Исковое заявление – это правовой документ определенной формы, где в сжатом виде сформулированы все ваши требования к ответчику. Важно понимать, что образцы исков, вывешенные в судах, универсальны и далеко не всегда могут быть использованы в вашей конкретной ситуации.    

Исковое заявление составляется в письменной форме и подписывается истцом. Вопреки существующему мнению, закон не запрещает предъявлять рукописные иски. В одном заявлении можно соединить несколько требований (например, возмещение материального ущерба, морального вреда и вреда здоровью).

В иске обязательно указываются:

  • наименование суда, в который подается заявление,
  • фамилия, имя, отчество и адрес истца,
  • Ф.И.О и адрес ответчика (или наименование и место нахождения юридического лица),
  • обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования (когда, где произошло ДТП, кто был его участником, какой вред в результате аварии был причинен истцу),
  • доказательства, подтверждающие исковые требования (справка органа ГИБДД о виновности ответчика, калькуляция стоимости восстановительного ремонта автомобиля,
  • требования истца,
  • цена иска.

К исковому заявлению прилагаются перечисленные в нем доказательства: справка о виновности ответчика в ДТП, документы, подтверждающие размер материального ущерба, справки (например, из больницы), свидетельствующие о причинении морального вреда и т.п. Если вы беспокоитесь о сохранности документов, приложите к иску копии, а подлинники будете предъявлять по требованию суда. Кроме того, необходимо предоставить копии искового заявления по числу ответчиков.

Иск оплачивается государственной пошлиной, которая рассчитывается по прогрессивной шкале исходя из цены иска, т.е. суммы, которую вы хотите взыскать с ответчика. Естественно, чем выше цена иска, тем большую пошлину придется заплатить. Часть требований, например компенсации морального вреда, оплачиваются пошлиной по фиксированной ставке независимо от заявленной вами суммы. 

Правильно подсчитать конкретный размер госпошлины вам помогут в любом адвокатском бюро, там же вас смогут проконсультировать относительно льгот по оплате. Дело в том, что в некоторых случаях суд по ходатайству истца может освободить его от уплаты пошлины или снизить ее размер. Кроме того, есть категории граждан, которые законом вообще освобождены от уплаты госпошлины.

Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика или по месту причинения вреда имуществу (т.е. по месту ДТП). Однако если в аварии был причинен вред здоровью истца, он может предъявить иск и по месту своего жительства. Территория, обслуживаемая судом, разбита на участки, которые закреплены за конкретными судьями. Узнать, к какому судье вам следует обратиться для подачи иска, можно в канцелярии суда по гражданским делам. Помните, что судьи работают с заявителями только в часы приема, как правило, один – два раза в неделю.

Приняв исковое заявление, судья назначит день слушания дела. Если вы забыли, оплатить государственную пошлину или не выполнили требования закона относительно формы и содержания иска, судья вправе оставить заявление без движения, дав срок для устранения недостатков. Если вы уложитесь в этот срок, иск будет считаться поданным в день первоначального обращения в суд, в противном случае заявление вам вернут и все придется начинать сначала. Эта процессуальная тонкость особенно важна, когда вы обращаетесь в суд в последние дни срока исковой давности.

При грамотном подходе к данному вопросу такая ситуация является выигрышной именно для водителя. Есть определенные ГОСТы, четко регламентирующие требуемое состояние трасс, а любое отклонение — это уже повод призывать дорожников к ответу

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других "многопрофильных компаний".