Уголовная ответственность за подделку протоколов

За подделку протоколов о нарушениях Правил дорожного движения введут уголовную ответственность

Госдума во втором чтении приняла поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие уголовную ответственность за фальсификацию доказательств при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В первую очередь это касается дел о нарушении Правил дорожного движения.

Не секрет, что оформление даже мелких дорожных нарушений и происшествий - дело хлопотное. Сотрудникам ДПС приходится и протокол составлять, и место нарушения фиксировать. Или, скажем, искать понятых на пустынном ночном шоссе. Одним словом, велик соблазн облегчить себе немного жизнь - что-то в протоколе слегка подчистить, кое-что - чуть подправить. Побочный результат - виновный зачастую остается безнаказанным, невиновный - незаконно привлекается к ответственности.

Одну из причин такого положения авторы документа нашли в действующей статье 303 УК РФ "Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности". В ней выявился существенный пробел. Оказалось, что она не предусматривает ответственности за фальсификацию доказательств по "административке".

Сейчас уголовная ответственность предусмотрена лишь за липовые доказательства по гражданским и уголовным делам. Но общественная опасность фальсификации доказательств по делам об административных правонарушениях не меньше, чем по гражданским, считают авторы инициативы Владимир Плигин и Дмитрий Вяткин. Действие нового закона, как предлагается, будет распространено на всех участников административного производства: правонарушителя, потерпевшего, их законных представителей, свидетелей, понятых, специалиста, переводчика и прокурора.

Депутат Вяткин ранее пояснял, что дела об административных правонарушениях - это не только дела о переходе улицы на красный свет и превышении скорости.

"Дела об административных правонарушениях могут быть очень сложными, с огромным количеством доказательств и материалов. И суммы административных штрафов могут составлять десятки миллионов рублей. В частности, это дела о нарушениях антимонопольного, налогового, таможенного законодательства, - рассказывал разработчик законопроекта.

За фальсификацию доказательств по административному делу предлагается ввести штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов или исправительные работы на срок до двух лет.

Ранее законопроект был поддержан Верховным судом и правительством.

"Правовой пробел действительно на сегодняшний день есть. С учетом того, что количество выявляемых административных правонарушений год от года растет, соответственно растет и количество лиц, привлекаемых к ответственности, вопрос соблюдения законности при формировании доказательной базы по таким делам становится особенно чувствительным для граждан", - оценил законопроект доктор юридических наук Иван Соловьев.

Подлоги доказательств, по словам адвоката Алексея Токарева, чаще всего встречаются в делах о правонарушениях участников дорожного движения. В основном это подделка подписей лиц, указанных в протоколе, подложные фотографии с места ДТП, привлечение понятых, которых не было на месте правонарушения.

В большинстве случаев цель таких манипуляций - прекращение судебного разбирательства.

Внесение изменений в Уголовный кодекс с введением ответственности за подлог доказательств в таких делах направлено именно на максимально честное привлечение к административной ответственности нарушителей и ответственной деятельности должностных лиц, которым раньше за такие фальсификации не грозил даже выговор, - отметил эксперт.

По его мнению, после введения уголовной ответственности за такие действия число желающих составить ложный протокол значительно уменьшится.

Текст: Иван Петров

Дата добавления: 11.01.2017

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.