Конституционный суд проверяет методику расчетов размеров выплат по ОСАГО

Конституционный суд РФ начал рассмотрение дела о методике расчетов размера выплат по ОСАГО. Камень преткновения - степень износа автомобиля, пострадавшего в аварии. Можно ли использовать при ремонте машины детали, бывшие в эксплуатации? И где найти механика, который возьмет на себя ответственность в случае выхода из строя такой детали? Эти вопросы задали судьям представители Государственной Думы, Совета Федерации и правительства страны в ходе обсуждения положений Гражданского кодекса РФ.

С жалобой в КС обратились четыре жителя Краснодарского края. Все они в разное время попали в ДТП и получили выплаты по ОСАГО. При расчете суммы компенсации Центробанк предписывает страховым компаниям использовать Единую методику определения расходов на восстановительный ремонт, которая учитывает износ подлежащих замене узлов, деталей и агрегатов, поэтому сумма компенсации оказалась меньше фактически понесенных затрат. Взыскать же разницу с виновников аварий не позволяют разъяснения Верховного суда РФ, который разрешил при расчете ущерба пользоваться только единой методикой. По мнению заявителей, это ущемляет их конституционное право частной собственности.

Представители органов государственной власти, принявших и подписавших оспариваемые положения Гражданского кодекса РФ, фактически согласились с тем, что законодательство в сфере автострахования требует существенной доработки. Так, полномочный представитель президента РФ Михаил Кротов сравнил ремонт автомобиля после ДТП с ремонтом квартиры, которую залили соседи: "Если следовать этой логике, то нужно найти такие же старые обои и такую же краску".

К тому же получается, что в настоящее время закон защищает виновника аварии, который в большинстве случаев пренебрег ПДД и совершил правонарушение. Тем не менее взыскать с него сумму полного ущерба или расходов на восстановление автомобиля закон не позволяет, отметил представитель правительства РФ в КС Михаил Барщевский. Наконец, по его мнению, вообще странно, что "органы власти считают возможным вмешиваться в отношения двух субъектов".

- Центробанк дал инструкцию судебной власти, как применять Гражданской кодекс, - отметил адвокат. - По-моему, это не есть хорошо.

В свою очередь, представитель минюста Мария Мельникова обратила внимание на нарушение принципа равенства перед законом и судом: с учетом степени износа автомобиля, которая определяется годом выпуска и пробегом, владелец более старой машины по определению получит компенсацию меньшего размера.

Исправить ситуацию отчасти предлагается через внесение изменений в статью 12 Федерального закона N40ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". При наступлении страхового случая приоритетным должен стать восстановительный ремонт, а не возмещение вреда в денежной форме. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.

- Ремонт будет стоить нам дороже примерно на 25 процентов, но, по крайней мере, это вынет наличные из мошеннических схем или сделает их очень сложными, - считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. - Что касается стоимости полисов ОСАГО, то этими цифрами занимается Центробанк, и нам было сказано, что до 2018 года повышения тарифов не будет. Но могу сказать, что в связи с удорожанием запчастей и падением рубля полис ОСАГО сейчас недооценен примерно на 40 процентов.

При этом сам Юргенс признался, что приоритетный ремонт - вариант в основном для столичных регионов и крупных городов. Провести ремонт через дилерский центр можно только при его наличии. Для отдаленных уголков страны денежные выплаты по-прежнему останутся самым быстрым решением проблем после ДТП.

Текст: Мария Голубкова

Дата добавления: 27.02.2017

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.